Адрес:
601480, Владимирская область, г.Гороховец, ул.Ленина, д.41, д.68
E-mail:
Телефон:
8 (49 238) 2-29-84
8 (49 238) 2-16-11
8 (49 238) 2-16-35
8 (49 238) 2-12-41
Время работы:
08.00 - 17.00 час.
Перерыв 12.00 - 13.00 час.
Выходные: суббота, воскресенье
Стационарное отделение работает круглосуточно
Плоскостопие. Причины и профилактика
Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребенка, является состояние его стопы. Чтобы ребенок мог ходить, бегать прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы.
Мы предлагаем Вам провести в домашних условиях исследование отпечатков стопы
вашего сына (дочери) - плантографию.
Для этого возьмите несколько чистых листов писчей бумаги (желательно шероховатой, чтобы отпечатки были более четкими) и приготовьте водный раствор зеленки либо гуашевую краску, разведенную до консистенции молока. Посадите ребенка на низкий стул и при помощи ватного тампона нанесите на стопы ребенка одно из этих красящих веществ. Взяв сына (дочь) за обе руки, предложите встать одновременно двумя ногами на лист бумаги. Повторите процедуру два-три раза до получения отчетливых отпечатков стопы - плантограммы.
ПРИМЕЧАНИЕ. Можно просто намочить ноги ребенка и обвести карандашом получившийся на бумаге контур.
Оценка плантограммы: Возьмите карандаш и линейку и прочертите две линии. Первая линия соединяет центр пятки с промежутком между вторым и третьим пальцами ноги. Вторая линия проводиться от центра пятки до центра большого пальца.
Если обе линии расположены внутри отпечатка стопы - стопа плоская; если первая линия проходит внутри отпечатка – стопа уплощенная; если контур отпечатка в срединной части не перекрывает эти линии- стопа нормальная.
Другие признаки плоскостопия: боли в голеностопном суставе или икроножных мышцах (характерно для теплого периода года, когда ребенок много двигается); тяжелая, косолапая походка; обувь, сношенная с внутренней стороны.
Что надо знать, если у вашего ребенка обнаружилось плоскостопие?
Следует обязательно проконсультироваться с врачом-ортопедом детской поликлиники.
Плоскостопие – это дефект строения стопы, который встречается у
детей чаще, чем другой дефект.
При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует
правильного изгиба. В результате, когда ребенок стоит, вся поверхность
стопы прилегает к полу.
Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается физиологическое плоскостопие, которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребенку 5,5 лет, а стопа все еще плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.
Причиной плоскостопия обычно является:
• слабость мышц и связок стопы,
• избыточная масса тела,
• рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.
• ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим (1 см) не может вызвать плоскостопия у детей с нормальной стопой. Но если у ребенка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.
Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют
специальные несложные упражнения.
Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребенком поддержит его интерес к лечению и даст большой эффект. Предлагаем Вам упражнения для профилактики и лечения плоскостопия.
Упражнения для укрепления мускулатуры ног и сводастопы.
Катайте мячик. Посадите ребенка на пол или табуретку и поставьте его ступню на теннисный мячик. Пусть ребенок катает мячик то к носку, то к пятке двумя ногами попеременно. Это очень хороший массаж для ног.
Игра в шарики и кольца. Посадив ребенка на пол, разложите перед ним в линию десять колец. Перед кольцами положите по шарику. Ребенок опускает шарики в кольца поочередно: пять - пальцами правой ноги, пять - левой; затем вынимает шарики руками и кладёт их перед кольцами. Потом берет кольца и опускает их на шарики.
Скатайте чулок. Посадите ребенка на пол или табурет, разложите перед ним чулок или платок. Выдвинув вперед одну ногу и распрямив пальцы, малыш должен ухватить ими чулок и подобрать часть его под ступню; затем снова распрямить пальцы и подобрать новую часть чулка. Так следует повторять до тех пор, пока чулок не исчезнет под стопой полностью. Сначала это упражнение делается одной ногой, потом второй, а под конец двумя ногами одновременно.
Танец на канате. Начертите на полу мелом линию. Пусть ребенок попробует пройти по этой линии, удержав равновесие (руки разведены в стороны). Ребенок может делать вид, что танцует на проволоке. Одну ступню надо ставить вплотную перед другой, колени сгибать нельзя. Ни в коем случае нельзя ставить ногу рядом с линией, а то «можно упасть вниз»!
Играйте в мяч ногами. Два ребенка садятся на пол один напротив другого и, слегка откинувшись назад, опираются на руки. Потом они берут ногами теннисные мячи и начинают перебрасывать их. Ловить мяч руками нельзя.
Восхождение по доске. Без помощи руте ребенок поднимается или спускается по наклонной доске. Идти надо выпрямившись, мелкими шажками. Затем поставьте доску еще круче - начинается восхождение на высокую гору. Если ребенок очень ловкий, пусть попытается подняться вперед спиной. Если у вас нет доски. Используйте для этого упражнения гладильную доску или скамейку.
Восхождение по доске на коленях. Можно совершать восхождение по наклонной доске на коленях, держась обеими руками за ее края, подняв голову и глядя прямо перед собой. Когда ребенок «достигнет» вершины, то перевернется и скатится вниз, сидя или лежа на спине. Затем можно поставить доску еще круче.
Восхождение по доске ползком. Ребенок ложится на наклонную доску и, крепко обхватив ее двумя руками, начинает ползти вверх, подняв голову и глядя все время на «высокую гору». Не меняя положения, опускается вниз. Когда «гора» станет крутой, то можно съезжать вниз.
Для предупреждения плоскостопия у детей дошкольного возраста следует выполнять следующие рекомендации:
- обувь должна быть не тесной;
- задник жёстким;
- подошва эластичной;
- каблук не более 8 мм;
- дети не должны ходить дома в тёплой обуви.
Будьте здоровы!
Материал подготовила
медицинская сестра Т.В. Сафронова