Адрес:
601480, Владимирская область, г.Гороховец, ул.Ленина, д.41, д.68
E-mail:
Телефон:
8 (49 238) 2-29-84
8 (49 238) 2-16-11
8 (49 238) 2-16-35
8 (49 238) 2-12-41
Время работы:
08.00 - 17.00 час.
Перерыв 12.00 - 13.00 час.
Выходные: суббота, воскресенье
Стационарное отделение работает круглосуточно
Как научить ребенка независимости
«Пятерки», красные дипломы, призовые места на окружных олимпиадах — все эти «невероятно важные вещи» на деле не стоят и ломаного гроша, если ребенка в свое время не научили независимости. Ведь рано или поздно вместо учителей у него будет работодатель, а вместо домашних заданий и контрольных — карьерный путь, который удачно проходят только сильные и свободные личности.
Так как же помочь ребенку стать независимым?
Зачем это нужно?
Оглянитесь вокруг: видите всех этих панков-скейтеров-хипстеров с кольцом в носу, которые слоняются по «богемным тусовкам» и не числятся ни в одном учебном заведении? Годам к 15—17 недостаток независимости непременно даст о себе знать: вставая на естественный путь социализации, недобравший свободы ребенок будет в ней до такой степени нуждаться, что может рискнуть и прибегнуть именно к вышеописанным вариантам поведения.
Но и это еще не все: у кого из нас нет подруги, чей муж или бойфренд (такой правильный и перспективный на первый взгляд) висит у нее на шее и не собирается оттуда слезать? Не может сам устроиться на работу, предпочитая низкий уровень жизни хотя бы одной попытке встать с дивана и начать строить карьеру? Между прочим, это тоже жертва пресловутой «недополученной» независимости. Он выбрал в детстве путь наименьшего сопротивления, решив во всем слушаться родителей и ничего не делать самому. Итог печальный, не правда ли?
Родителям важно понимать и осознавать, что свобода и независимость гораздо важнее, чем кажутся: помимо благополучного устройства в жизни и личностного успеха, есть еще и внутренний мир ребенка, который вместе с ним растет, развивается, переполняется различными жизненными уроками, выводами, мечтами… Не получивший вовремя независимость человек часто отказывается от своих планов, от роста и совершенствования. Независимость гораздо важнее умения принесенных домой золотых медалей. Ведь во взрослой жизни никто не будет смотреть на грамоты и регалии — там человека будут оценивать целиком.
Первые шаги
Детские психологи не зря считают, что чем раньше ребенок приобретает независимость — тем лучше. Шаги к ней следует начинать ровно с того момента, когда ребенку предстоит сделать самостоятельный выбор, высказать свое мнение и распорядиться своим временем.
Однако идя по пути независимости, нельзя забывать про еще один важный компонент этого процесса — обретение ответственности. Независимое воспитание несет под собой железное правило: «ты не только выбираешь сам, но и несешь ответственность за каждый свой выбор».
Начните с малого: в магазине позвольте ребенку (даже дошкольнику) самому выбрать себе одежду. Только предварительно объясните ему, что она должна быть подобрана по сезону, сделана из качественного материала, а ее цена не может выходить за рамки имеющегося бюджета. Дайте ему время все перемерить, потрогать, оценить, позвольте приносить вам абсолютно неподобающие вещи и уносить их обратно на полку. Даже если он выбрал нечто неподобающее, но при этом подходящее под все описанные вами параметры, покупайте. Почему? Ответ прост: это его вкус, его эстетическое восприятие, его радость и удовольствие. Вам же нравится шопинг? Ребенку он понравится тоже.
Поверьте, если каждый раз ребенку придется самому выбирать себе одежду, вскоре он станет внимательно задумываться над тем, что ему больше подойдет из представленного в магазине товара. Плюс — он будет искренне рад носить вещь, которую выбрал сам.
С деньгами — то же самое. Начните выделять средства на карманные расходы как можно раньше. Но будьте максимально строги: если он потратил все свои деньги, то мама ему больше не даст до следующей оговоренной даты (три дня, неделя, месяц). Не реагируйте на просьбы, мольбы, недовольное топанье ножкой у магазина игрушек. Это всего лишь демонстрация, способ прощупать вас и обнаружить слабые места (так и взрослые поступают со своими начальниками, поэтому не удивляйтесь). Ни в коем случае не обыгрывайте эту ситуацию как наказание («ты накупил себе всякой мелочевки, теперь мучайся»). Делайте акцент на том, что он САМ выбрал, что покупать и на что потратить деньги, а вы не вправе лишать его выбора.
Сюда же можно отнести и все, связанное с различными секциями и кружками. У ребенка — неустойчивые интересы, и это нормально. Но ваш кошелек не резиновый, чтобы закупать каждый месяц то балетные пуанты, то профессиональные теннисные ракетки, то набор дорогих масляных красок. Не вкладывайте кучу денег в его мимолетную мечту стать хоккеистом: посещения соответствующего кружка в ближайшем доме творчества будет вполне достаточно. Но если ребенок серьезно занимается, целый год почти не пропускал занятий и решил, что это надолго, можно и нужно его поддержать. Это выбор, который может определить дальнейшую судьбу.
Поведенческие аспекты тоже регулируются путем договора с независимым человеком: например, если ребенок носится по комнате с одним зашнурованным ботинком, когда вы собрались гулять, — спокойно раздевайтесь. Вы пойдете гулять завтра. Ребенок сам сделал выбор и должен принимать его последствия.
Да, это строго, а местами — жестко. Поэтому важно не перегибать палку: многие родители почему-то принимают за «строгое воспитание» гиперконтроль, крики, а иногда и физическое наказание. При таком раскладе мамы не выдерживают и соглашаются на попустительства, что, в общем-то, никак не связано с воспитанием.
Материал подготовила
педагог-психолог А.А. Юдина