Адрес:

601480, Владимирская область, г.Гороховец, ул.Ленина, д.41, д.68

E-mail:

goroh.semja@elcom.ru

gorohovets_srcn@avo.ru

Телефон:

8 (49 238) 2-29-84
8 (49 238) 2-16-11
8 (49 238) 2-16-35 
8 (49 238) 2-12-41

Время работы:

08.00 - 17.00 час.
Перерыв 12.00 - 13.00 час.
Выходные: суббота, воскресенье
Стационарное отделение работает круглосуточно

Что такое развивающие игры и игрушки и зачем их надо использовать

асто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет…

Причин не одна, но чаще всего – игрушка себя уже исчерпала. Исчез элемент новизны, а именно он привлекает ребенка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии.

В данной ситуации любящим и заботливым родителям приходят на помощь развивающие игры, приносящие радость и  детям, и взрослым.

Развивающие игры являются играми нового типа. Они, прежде всего, развивают ум маленького ребенка, формируют такие мыслительные умения и способности, которые  позволяют легко осваивать новое. Ребёнок в ходе игры включается в решение  творческих задач: отыскать, отгадать, составить, видоизменить, сгруппировать, смоделировать. Все это вызывает у детей живой интерес, эмоционально захватывает. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе, невозможен без активной работы мысли.

Данные игры способствуют развитию внимания, памяти (особенно зрительной), умению находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, умению находить ошибки и исправлять их, способность предвидеть результат своих действий.      У ребенка  формируются самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость,  развиваются конструктивные умения.

В настоящее время особой популярностью среди работников дошкольных учреждений и внимательных родителей пользуются такие развивающие игры как «Блоки Дьенеша», «Счетные палочки Кюизенера», разнообразные игры Никитиных. Купив их, можно весело и увлекательно, а главное, с большой пользой для детей провести с ними свободное время. Приобрести их можно в сети магазинов детской игрушки «Бегемотик», «Умная игрушка» и др.

Игры Никитиных

Борис Павлович и Лена Алексеевна Никитины - родоначальники развивающих игр в нашей стране. Созданная семьёй Никитиных методика раннего развития известна во всем мире.

Игра «Сложи квадрат» используется в Японии как тест при приеме на работу. Но с ней может справиться и малыш пяти лет.

Главное отличие игр Никитиных – многофункциональность. В зависимости от сложности заданий в них могут играть как совсем крошки, так и взрослые. Самые известные никитинские игры в наше время можно найти в магазинах. Основных игр 5: «Сложи узор», «Рамки и вкладыши», «Сложи квадрат», «Дроби», «Уникуб».

«Сложи узор»

С детьми с 1,5 лет можно начинать играть в никитинские кубики «Сложи узор». Игра состоит из 16 кубиков. На каждом кубике есть синяя, желтая, белая и красная грани. А две грани разделены пополам – бело-красная, желто-синяя. Из таких кубиков можно складывать множество узоров. Но для начала ограничьтесь строительством элементарной  дорожки. Сложите желтую дорожку, словно посыпанную песком; по дорожке можно пройтись пальчиками «топ-топ». Наступила зима, выпал снег – дорожки стали белыми. Предложите построить белую дорожку. Соберите поезд, постройте башенки, положите кубики в коробку в определённой последовательности. Сложите какой-нибудь узор, а затем попросите малыша повторить его - уже своими кубиками. Потом пусть малыш сложит узор, а мама его повторит.

Детям 4-6 лет предложите самостоятельно сложить по рисунку узоры серии «Зоопарк» – «Ослик», «Олень», «Слон», «Черепаха» и т. д. Затем дети могут выкладывать «Предметы» – «Пропеллер», «Бантик», «Елочка», «Светофор», «Ваза», «Лодочка» и т.д. В дальнейшем начинаем складывать узоры в виде букв и цифр, это поможет ребенку быстрее их выучить и запомнить.

Как усложнение задания можно предложить зарисовать в тетрадь узор, сложенный из кубиков.

Самый сложный вид задания – это самостоятельное придумывание и составление узоров из кубиков. В этой работе ребёнок не только использует полученные навыки, но и проявляет свою фантазию.

«Сложи квадрат»

Набор разрезанных квадратов рассчитан на детей, начиная с 2-3 лет. Идея деления целого на части близка и понятна всем малышам, они с радостью включаются в такую игру. В ходе нее малыш не только освоит цвета, формы, фигуры, величину, но и разовьет пространственное мышление, воображение. Да и вообще, очень интересно вдруг понять, что ровный квадрат можно сложить из деталей такой неровной формы. Квадраты разработаны разного уровня сложности, и использовать их нужно в зависимости от уровня развития ребенка, его индивидуальных способностей и возможностей.

Кроме перечисленных игр для детей полезны такие, как «Танграм», «Листик», «Колумбово яйцо». Суть большинства подобных игр заключается в конструировании на плоскости разных предметных силуэтов.

К примеру, из деталей «Танграма» можно складывать силуэты домашних животных, человека, буквы, из «Колумбова яйца» – птиц, а «Листик» помогает конструировать разные виды транспорта. К таким играм обычно прилагаются схемы. Сложность работы напрямую зависит от того, прорисованы ли составные части (те самые элементики) или нет. Силуэтные складывать труднее.

С самыми маленькими можно находить одинаковые элементы, учиться различать геометрические фигуры, конструировать простые изображения: домики, кораблики, грузовики. Затем уже составлять картинки.

Правила игры

Прежде чем познакомить ребенка с развивающими играми обязательно поиграйте в них сами. Во-первых, вы получите представление о каждой игре, поймёте, чем ее можно дополнить; во-вторых, вы будете знать, с какой игры начинать, когда и какую новую игру вводить.

Игра должна приносить радость и ребенку, и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение – и ваше  и его. Радуйтесь ему: это окрыляет малыша, это залог его будущих успехов. При этом нельзя забывать, что перехваливание, особенно в старшем возрасте, может и навредить. Всегда нужно уметь показать ребенку, что он еще не исчерпал всех своих возможностей, и что он может сделать еще лучше.

Во время игры не допускайте обидных замечаний в адрес ребенка – они вызывают у малышей раздражение, неверие в свои силы, нежелание думать и отбивают интерес к играм.

Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть долго, не доводите занятия играми до пресыщения.

Все задания дети должны делать самостоятельно, но рядом с вами. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни жестом ни взглядом. Дайте возможность подумать и отыскивать ошибки ему самому. Справляясь все с более трудными заданиями, ребенок развивает свои умения и творческие способности.

Начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех на старте – обязательное условие.

Если ребенок не справляется с заданием, сделайте перерыв, а потом начните с более легких заданий.

Когда у ребенка пропадает интерес к игре, забудьте о ней на месяц- два и больше, а потом как бы случайно напомните малышу о ней.

Нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки – они теряют свою привлекательность. Пусть они стоят в доме на видном, но не доступном для ребенка месте. Запретный плод сладок, и лучше если ребенок сам попросит

Детская ложь – одна из самых исследованных проблем в психологии, однако справиться с ней в повседневной жизни еще никому не удавалось. Некоторые специалисты считают, что бороться с ложью бесполезно: она – часть жизни любого воспитанного человека. Чувство такта, хорошего тона, интересы окружающих или необходимость компромисса в каких-то определенных ситуациях – вынуждают нас время от времени прибегать к неискренности.

К сожалению, люди лгут не только из благородных побуждений – но и из-за корысти, злонамеренности, цинизма.

Ребенок начинает говорить неправду в период активного развития речи и воображения. Речь ложится в основу формирования его логического мышления. Растущая любознательность и все более частые запреты взрослых – вот что питает первые вымыслы малыша, пытающегося при помощи фантазий обойти ограничения, налагаемые взрослыми.

Логические блоки Дьенеша

Дидактический материал разработан венгерским психологом и математиком Дьенешем для развития логического мышления у детей. Это набор  из 48 блоков (фигур), отличающихся друг от друга  четырьмя свойствами:

1) формой – круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2) цветом – красные, жёлтые, синие;

3) размером – большие и маленькие;

4) толщиной – толстые и тонкие.

На начальном этапе работы можно использовать не все блоки: взять меньше цветов, форм или исключить различие по толщине. Сначала детям предлагаются самые простые игры и  упражнения, цель которых  освоение слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру, толщине. Например: «Найди для зайчика вот такие фигуры, как эта по цвету (по размеру, форме). Ребёнку предъявляется образец: «Найди не такую фигуру как эта, по цвету (по форме, по размеру)».

Затем можно использовать задания типа: «Помоги медвежонку собрать все красные  фигуры», «Собери для лисички  все круги», «Отыщи для  слонёнка  большие круги, для мышонка – маленькие», «Угадай цвет». Можно разбивать блоки на группы по цвету, форме  по образцу, по карточке-символу, по словесной инструкции  (игры «Найди свой домик», «Найди свою дорожку» и  другие).

Из блоков  можно выполнять несложные постройки, образцы которых даны в  приложениях  «Блоки Дьенеша для самых маленьких», «Давайте поиграем». Малыши строят изображения  способом накладывания, дети  постарше – по образцу и придумывают собственные.

В зависимости от способностей ребенка  задания постепенно усложняются, например: «Найди не синие фигуры», «Достань из коробки  не желтые  и не красные  блоки», «Найди не квадраты», «Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету)», «Найди такие же как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но  другого размера или  такие же по размеру, но другого цвета. Более сложный вариант: «Найди такие же, как предъявляемая фигура, по  цвету и форме, но другие по размеру».

Можно поиграть с детьми в игру «Цепочка»: от произвольно выбранной фигуры построить как можно  более длинную цепочку. Варианты построения  цепочки:

- чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

- чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме и т. д.);

- чтобы рядом были фигуры одинакового размера, но разной формы и т.д.

В игре «Второй ряд»  выкладывают в ряд 5 – 6 любых фигур, под ним строят второй ряд, но так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера); такой же  формы, но другого  цвета (размера); другая по цвету и размеру; не такая по форме, размеру и цвету.

Для игры «Раздели фигуры» понадобятся игрушки: мишка, кукла, заяц и др. Предложите ребенку разделить фигуры между мишкой и зайкой так, чтобы у мишки оказались все красные фигуры. Проверьте, правильно ли малыш распределил фигуры. Предложите ему ответить на вопросы:

Какие фигуры оказались у мишки? (Все красные).

А у зайки? (Все не красные).

Попробуйте разделить фигуры по-другому:

чтобы у мишки оказались все круглые;

чтобы зайцу достались все большие;

чтобы зайцу достались все желтые и т.д.

Более сложный вариант этой игры: разделите фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные. Проверьте, какие фигуры достались только мишке? (Синие, неквадратные). Только зайке? (Квадратные, не синие). Какие фигуры подошли сразу и мишке и зайке? ( Синие, квадратные). А какие фигуры никому не подошли? ( Не синие, неквадратные).

Можно предложить другие варианты заданий: разделить фигуры так,

чтобы у мишки оказались все треугольные, а у зайки – все большие;

чтобы мишке достались все маленькие, а зайке – все прямоугольные;

чтобы у мишки оказались некруглые, а у зайки – все желтые.

Наиболее трудный вариант игры «Раздели фигуры» –  разделить фигуры между Буратино,  Чебурашкой и Незнайкой так, чтобы у Буратино оказались все круглые фигуры, у Чебурашки – все желтые, у Незнайки все большие.

Какие фигуры достались только Буратино? ( Круглые, не желтые, маленькие).

Какие фигуры получил Чебурашка (Желтые, маленькие, некруглые).

Скажи, какие фигуры достались только Незнайке (Большие, нежелтые, некруглые) и т. д.

Затем предлагаются новые игры и упражнения с блоками, где их свойства, изображены на карточках.

Так цвет обозначается пятном (например, на карточке –  красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки), величина – силуэтом домика (большой, маленький), форма – контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный), толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстый, тонкий). Ребенку предъявляется карточка и предлагается найти все такие же блоки и назвать их. Можно провести игры «Кто быстрее соберет блоки!», «Поручения», «На своё место».

Палочки  Кюизенера

Палочки Кюизенера разработаны бельгийским математиком Кюизенером для обучения математике детей, начиная с 3-летнего возраста и заканчивая старшими классами школы. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счётными палочками. Практика доказывает универсальность и высокую эффективность данного развивающего материала.

В наборе, как правило, 116 пластмассовых палочек (может быть 241, 119) десяти цветов. Палочки различных цветов имеют разную длину – от 1 до 10 см. Палочки – это множество. Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной, т.е. длиной в сантиметрах. Наименьшая палочка в наборе имеет длину 1 см и является кубиком. Белый кубик – это единица. Розовая  палочка в два раза длиннее, чем белая, является числом 2. Голубой палочке, т.е. числу 3, соответствуют 3 белых кубика или белый кубик и розовая палочка и т.д.

С помощью цветных палочек дети усваивают представления о цвете, величине, числе, количественный и порядковый счёт, учатся делить целое на части, измерять объекты условными мерками, запоминают состав числа из единиц, осваивают понятия «больше-меньше», «на сколько», «лево-право», «одинаковые по длине» и т.д.

Вначале палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации, строят заборчики, дорожки, мостики, весёлый поезд; находят одинаковые по цвету палочки.

Затем дети строят лестницы разных размеров, составляют различные ковры. Так, можно построить  ковёр без какого-либо условия (правила), можно построить ковёр так, чтобы все полосы в нём были разного цвета или какого-то определённого и т.д. Можно составлять различные узоры, выкладывать изображения предметов  по картинке-образцу, предлагаемых в приложении «Волшебные дорожки» и «Учимся строить».

В дальнейшем палочки используют для развития у детей количественных представлений. Дети осваивают умение соотносить цвет и число, и,наоборот, число и цвет: «Покажи палочку 3-какого она цвета?» «Найди розовую палочку. Какое число она обозначает?» и т.д.

Детям можно предлагать разнообразные задания.

Выложи палочки на столе. Перемешай их. Покажи по очереди красную, синюю, зеленую, белую и т.д. палочки.

Возьми с закрытыми  глазами из набора любую палочку, посмотри на нее и скажи, какого она цвета.

Возьми в правую руку столько палочек, сколько сможешь удержать. Назови цвет каждой палочки.

Найди в наборе длинную и короткую палочку, назови их цвета.

Сделай лестницу из белой, голубой и желтой палочек. Какого цвета палочка внизу, вверху, посередине?

Составь поезда так, чтобы в первом из них было 10 белых вагонов, а во втором-9 розовых, как ты думаешь, какой поезд длиннее?

Составь из цветных палочек треугольник, прямоугольник, квадрат.

К цветной  цифре (палочке) подбери обычную цифру на карточке.

То, что выложено из палочек, запиши с помощью карточек с цифрами.

Составь из цветных палочек число 11, 12…до 19 и т.д.

Материал подготовила

воспитатель, педагог-психолог Н.Л. Шашина